Роботизация бизнес-процессов в банках

Иван Алексеев |
14 ноября 2023
Бизнес-процессы в банках — это огромное количество повторяющихся рутинных операций, бесконечные проверки данных, учет сотен тысяч транзакций, мониторинг, соблюдение протоколов безопасности, стандартов и меняющихся требований законодательства. И, конечно, — риски и высокая цена ошибок, связанных с человеческим фактором.

Разнообразие монотонных операций в сочетании с повышенными требованиями безопасности ведут к постоянному росту трудозатрат, раздуванию штата, выгоранию сотрудников, текучке кадров и снижению эффективности финансовых учреждений. Программная роботизация банковской сферы решает эти проблемы.

Преимущества использования роботизации в банках

Автоматизация — это очень широкое понятие. Оно включает в себя огромное количество технологических решений.
  • Роботы в банкинге снимают рутинную нагрузку с сотрудников и повышают их эффективность, работают без перерывов и не занимают места в офисе. Вместо того, чтобы большую часть рабочего дня  корпеть над однотипными и скучными задачами, банковские служащие смогут сосредоточиться на более сложных и важных делах.
  • Роботизация банковского бизнеса устраняет человеческий фактор и радикально сокращает количество связанных с ним ошибок. Это особенно важно в сфере, где любая ошибка может обернуться серьезными финансовыми и даже юридическими последствиями.
  • Повышение прозрачности бизнес-процессов. Роботы могут документировать и отслеживать каждый, даже самый мелкий этап операции и дают возможность быстро реагировать на возникающие проблемы.
  • Соблюдение SLA за счет ускорения обработки банковских операций и клиентских запросов. Это — одно из самых значимых преимуществ программной роботизации в банковской сфере.

Подписывайтесь
на нашу рассылку

Проверьте
Primo RPA в деле

Какие банковские процессы, сервисы и услуги можно роботизировать

Рассмотрим самые базовые процедуры, которые смело можно поручить роботу финансового учреждения.
  • Обработка документов
    Роботизация существенно повышает точность обработки, сокращает время на выполнение рутинных задач, робот может:

    • классифицировать документы для дальнейшей обработки;
    • извлекать из документов номера счетов, суммы, даты и другие важные данные;
    • сравнивать данные из документов с данными в банковских системах для выявления расхождений или ошибок;
    • генерировать электронные версии документов, требующих подписи, отправлять их клиентам для подписания и автоматически архивировать подписанные версии.
  • Открытие счетов и выдача кредитов
    Внедрение роботов в банкинг сокращает ошибки, повышает безопасность и снижает издержки. Роботы могут:

    • автоматизировать процедуру идентификации личности клиента;
    • оформлять карточки и документы;
    • открывать счета;
    • анализировать кредитную историю;
    • выявлять потенциальные риски.
  • Автоматизация платежей и переводов
    Роботы успешно справляются с:

    • обработкой входящих запросов;
    • идентификацией и классификацией платежей и переводов;
    • заполнением форм с информацией о получателе, суммой,  датой и деталями транзакции;
    • проверкой точности данных, таких как номера счетов и реквизиты получателя;
    • автоматическим утверждением стандартных платежей и переводов;
    • начислением заработной платы;
    • идентификацией и обработкой исключений, запросом дополнительных данных у клиента или менеджера;
    • автоматической отправки платежей и учетом операций за счет интеграции с внутренними банковскими системами
    • контролем документов на предмет соблюдения требований законодательства и банковских нормативов;
    • обработкой большого объема платежей и переводов при высоких нагрузках
    • отслеживанием статуса платежей и переводов;
    • ведением отчетности по всем транзакциям
    • генерацией уведомлений и квитанций о статусе и деталях платежей и переводов.
  • Клиентский сервис
    Его роботизация существенно улучшает качество обслуживания, ускоряет работу с запросами и снижаем затраты на колл-центр. С помощью роботов можно:

    • помогать с проверкой баланса, переводом средств и выписками;
    • проверять личность клиентов, например, при регистрации или восстановлении пароля;
    • обрабатывать договоры, заявления на кредит и открытие счета;
    • непрерывно мониторить транзакции и операции клиентов для выявления подозрительной активности и предотвращения мошенничества;
    • автоматически отправлять уведомления о статусе счетов и услугах банка;
    • регистрировать и направлять жалобы в соответствующие подразделения банка;
    • анализировать данные о клиентах для персонализации услуг и предложений.
  • Автоматизация управления активами
    Управление активами с использованием роботов может включать в себя:

    • обработку данных о клиентах, их портфелях и инвестиционных целях;
    • отслеживание изменений в активах клиента и обновление информации;
    • информирование клиентов о состоянии и динамике их инвестиций;
    • прием заявок на покупку или продажу активов;
    • анализ рыночных данных и прогнозирование тенденций;
    • формирование отчетов о финансовых активах банка;
    • мониторинг и обнаружение рисков и нарушений;
    • операции на рынке ценных бумаг по заданным параметрам;
    • отслеживание изменений в законодательстве и требованиях регуляторов;
    • снижение ошибок и минимизацию рисков.
Это далеко неполный список процессов, где роботизация способна существенно сократить издержки, время выполнения операций и количество ошибок в них. Так, по оценкам аналитиков, только внедрение RPA, может помочь банку сэкономить до 75 % затрат на операционные процессы, одновременно снижая риски, повышая эффективность и прибыль.

Возможности роботизации банков с платформой Primo RPA

Наша компания разработала собственную RPA-платформу еще в 2018 году и на сегодняшний день является одним из лидеров роботизации крупных российских предприятий.
Более 2000 роботов Primo RPA ежедневно выполняют более 10000 бизнес-операций более чем в 70 компаниях.
Разработка и внедрение роботов в банковском секторе — один из приоритетов Primo RPA. Мы помогаем банкам повысить эффективность операций и прибыль, минимизировать риски и избавиться от ошибок, освобождая их сотрудников от рутинной и монотонной работы.

Вот конкретный пример: дополнительный доход одного из наших клиентов — банка ВТБ только от внедрения робота RPA для подсчета плавающей процентной ставки составил 40 миллионов рублей. Общий экономический эффект роботизации рутинных задач в банке превышает 350 FTE, а совокупная выгода — более 600 000 000 рублей.

Кроме того, наши роботы помогают банкам с обработкой валютных контрактов, соблюдением SLA, выдачей кредитов физлицам, обрабатывают заявления на выдачу субсидий социально незащищенным слоям населения, и поддерживают миграцию ИТ-систем региональных отделений по всей стране с соблюдением внутренних правил и стандартов банка.

Этапы внедрения автоматизации банков

В силу специфики бизнеса внедрение автоматизации в банковские процессы требует особенно тщательного планирования и контроля и включает в себя порядка 10 последовательных этапов.
  • 1
    Оценка потребностей
    Выявление бизнес-процессов, которые требуют автоматизации и установление конкретных целей и ожиданий.
  • 2
    Расчет бизнес-кейса
    Поможет определить потенциальную выгоду и себестоимость роботизации, на основании соотношения которых принимается решение о внедрении или отказе от внедрения программных роботов.
  • 3
    Исследование рынка
    Анализ существующих решений и инструментов RPA и IPA, их сравнение и выбор подходящего варианта.
  • 4
    Разработка детального плана
    Анализ процессов и понимание того, как они будут оптимизированы с внедрением роботов.
  • 5
    Подготовка данных и инфраструктуры
  • 6
    Разработка роботов
    Создание и настройка роботов в соответствии с поставленными целями и выявленными потребностями банка.
  • 7
    Тестирование
    Выявление ошибок и несоответствий поставленным перед автоматизацией задачам, корректировка и оптимизация процессов на основе полученных результатов.
  • 8
    Обучение сотрудников
  • 9
    Поэтапное внедрение
    Интеграция в рабочие процессы банка, мониторинг и контроль работы роботов на начальных этапах.

  • 10
    Создание центра компетенции
    Создания внутренней команды роботизации, которая сможет масштабировать RPA в компании.
  • 11
     Масштабирование
    Увеличение количества роботов и автоматизированных с их помощью процессов по мере приобретения опыта и успешности внедрения.
  • 12
    Мониторинг и поддержка
    Постоянный мониторинг работы роботов, своевременное обновление систем автоматизации.

Вам может быть интересно